сущность


сущность
        СУЩНОСТЬ (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз.
        Исторически первое значение термина «С.» принципиально отличалось от современного. У Аристотеля С. «в самом основном, первичном и безусловном смысле», или первая С, — это индивидуальный предмет во всем богатстве его содержания, «например, отдельный человек или отдельная лошадь» (Аристотель. Категории. 2а). От первых С. Аристотель отличал вторые — признаки предметов, а также их роды и виды. Фома Аквикский прямо отождествляет С. с аристотелевским качеством, утверждая, что С. объекта — это то, что выражается его дефиницией. То же самое, по существу, делает и Т. Гоббс, когда говорит, что С. — это «те акциденции тела, которые дают ему определенное имя» (Гоббс Т. Сочинения. Т. 1. М., 1989. С. 148). В е д ь эти акциденции как раз и фиксируются в дефиниции имени. У Б. Спинозы намечается отход от отождествления С. и качества. Сущность для него — это то, «без чего вещь, и, наоборот, что без вещи, не может ни существовать, ни быть представлено» (Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 402). Завершил переход к современному пониманию С. Дж. Локк: С. вещи — это «основа, из которой вытекают все ее свойства, с которой все они неразрывно связаны». (Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1960. С. 417). Итак, всякая С. — качество, но не любое качество — С. Напр., и простолюдин, и «асовщик укажут признак, присущий всем башенным' тсам и только им. Но лишь часовщик укажет на их С.
        Из определения Локка вытекают и др. дефинитивные характеристики С. Прежде всего, ее устойчивость. Именно устойчивость к внешнему воздействию позволяет зарядовому числу атома не только обуславливать все др. его стороны, но и существовать на всем протяжении существования атома. С исчезновением сущности перестает существовать и сам предмет. Именно это имеет в виду Г. В. Ф. Гегель когда говорит, что С. — это определенность вещи, тождественная с ее бытием.
        Из устойчивости С. вытекает еще один ее дефинитивный признак — повторяемость. Именно в силу своей защищенности от внешнего воздействия С. не только сохраняется, пока существует предмет, но и повторяется во многих предметах.
        С. называют внутренней стороной предмета, но не в пространственном, а в гносеологическом смысле: она скрыта от познающего субъекта и лишь «намекает» на свое существование через формы своего проявления. Анализ форм проявления С. позволяет открыть С, а знание С. — объяснить формы ее проявления. Познавательный переход от внешних, открытых, к внутренним, скрытым, сторонам предмета не всегда совпадает с переходом от второстепенного к главному в нем: внешний вид доисторического животного, который палеонтолог восстанавливает по сохранившимся костям, когда-то можно было созерцать непосредственно.
        Начиная, по крайней мере, с Р. Декарта, найти С. природного явления значило объяснить его законами механики. Эссенциализм, мировоззрение, использующее категорию «С.» как форму мышления, был слит с механицизмом. Открытие в XIX в. электромагнитных явлений знаменовало крах механицизма. Вместе с ним из методологии науки «выплеснули» и эссенциализм. Само употребление термина «С.» воспринималось тогда как обскурантизм. Задачу науки позитивисты, авторы этого методологического переворота, свели к описанию функциональных зависимостей между явлениями, доступными эмпирическому наблюдению. Постпозитивизм частично реабилитировал категорию С.К. Поппер, напр., проповедует «модифицированный эссенциализм», который он противопоставляет и традиционному эссенциализму, и позитивизму (Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М., 2002. С. 190). Из его рассуждений следует, что для окончательной реабилитации «С.» эссенциализм необходимо привести в соответствие с результатами современной науки.
        Г. Д. Левин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "сущность" в других словарях:

  • сущность — Сущность …   Словарь синонимов русского языка

  • Сущность —  Сущность  ♦ Essence    Это слово, представляющееся загадочным, имеет, тем не менее, совершенно ясную этимологию, происходя от формы «суть» (3 е лицо множественного числа настоящего времени глагола «быть»), ныне устаревшей и почти вышедшей из… …   Философский словарь Спонвиля

  • СУЩНОСТЬ — СУЩНОСТЬ, сущности, мн. нет, жен. Внутреннее содержание, свойства кого чего нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров… Программа ВКП(б).… …   Толковый словарь Ушакова

  • сущность — См. вещество, главный, содержание, суть в сущности... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сущность см. суть …   Словарь синонимов

  • СУЩНОСТЬ — совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства. По Демокриту, С. вещи неотделима от самой вещи и производна от атомов, из которых она состоит. Согласно Платону, С.… …   Философская энциклопедия

  • Сущность — Существенные условия договора страхования условия, предусмотренные нормами закона. Наличие или отсутствие существенных условий в договоре страхования принципиального значения не имеет. Синонимы: мира, в которой все предметы множества имеют… …   Финансовый словарь

  • Сущность — Сущность. Отношение С. предмета к его субстанции есть отношениепостоянных предикатов к постоянному же субъекту. Таким образом поотношению к субстанции отношение С. совпадает с понятием атрибутов. Ноотношением к понятию субстанции не выясняется во …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • сущность —     СУЩНОСТЬ, главное, дух, душа, основное, сердцевина, содержание, соль, суть, существо, книжн. естество, книжн. субстанция, книжн. эссенция, разг. нутро …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • СУЩНОСТЬ — (лат. haecceitas этовость и quidditas чтойность) и ЯВЛЕНИЕ философские категории, обозначающие: С. совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. чувственно воспринимаемую характеристику вещи …   История Философии: Энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ — (лат. haecceitas этовость и quidditas чтойность) и ЯВЛЕНИЕ философские категории, обозначающие: С. совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. чувственно воспринимаемую характеристику вещи …   Новейший философский словарь

Книги

  • Сущность христианства, Фейербах Л.. "Сущность христианства"-основное произведение немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха. Оно было создано в период напряженной борьбы между знанием и верой, наукой и религией. В книге… Подробнее  Купить за 890 руб
  • Сущность христианства, Юлий Михайлович Антоновский. "Сущность христианства" – основное произведение немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха. Оно было создано в период напряженной борьбы между знанием и верой, наукой и религией. В книге… Подробнее  Купить за 539 руб электронная книга
  • Сущность, Надежда Снегуренко. Нечто зловещее и необъяснимое врывается в размеренную жизнь Леры. А может быть, виной всему её тревожность и тайные страхи? Лера теряется в догадках. Она вспоминаето старом кладбище, куда они… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
Другие книги по запросу «сущность» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.